На главную
Мой подход
Публикации
Учебные курсы
Запись на прием

Модульный курс по неврозологии

    Цель курса: сформировать у слушателей чёткие представления о психосоциальной невротической дезадаптации личности, об этиологических факторах этой дезадаптации, её психологических механизмах и клинических проявлениях у детей и взрослых. Курс даёт необходимые в условиях современного социума психологические координаты для понимания и оценки личностного функционирования людей в обществе.

     Итогом усвоения данного курса должны стать знания об особенностях личностной мотивации людей в условиях непрерывно нарастающего стрессогенного напряжения в социуме и о путях возможной психотерапевтической коррекции невротических расстройств, возникающих на фоне этого напряжения.

     Форма работы: лекционный цикл разбит на несколько модулей длительностью по двенадцать часов (три дня по четыре или два дня по шесть академических часов). Общая длительность курса: 72 академических часа.

     Даты проведения модульных циклов согласовываются в ректорате Восточно-Европейского института психоанализа (т.235-28-57). Здесь же производится предварительная запись в группу слушателей (не менее 10-ти человек).

    По окончании курса выдаётся удостоверение Восточно-Европейского института психоанализа.

Идет формирование групп на осенний семестр 2011г!


Содержание курса

Первый модуль

    Что такое невротизм? Различные подходы в определении этого явления. Истоки формирования невротической личности в раннем детстве. «Невроз – неоконченные дела детства». Влияние неосознаваемой психической деятельности в развитии неврозов. Негативные влияния современной техногенной цивилизации на психоэмоциональное и психосоматическое состояние человека. «Невроз – состояние души современного человека» (6 часов).

    Базовые понятия неврозологии. Внутриличностный конфликт. Невротическая тревога. Внешний и внутренний конфликт. Неосознаваемые факторы невротического конфликта. Эго-защита как способ самосохранения личности. Стратегии эго-защит. Конструктивные и неконструктивные эго-защиты. Невротический синдром как эго-защита (6 часов).

Второй модуль

    Материнская депривация в генезе невротизма. Скрытая жизнь ребёнка до рождения. Эмбриональные фиксации материнских проблем. Травма рождения. Базальные перинатальные матрицы. Мать и проблема формирования информационного метаболизма у ребёнка. Материнская депривация и психосоматика. Критический период первичной социализации ребёнка. Влияние материнской депривации на формирование психоэмоционального ядра личности, на её психосексуальное развитие и формирование речи (6 часов).

    Неврозогенная семья. Нуклеарная семья и проблемы формирования вертикальных и горизонтальных связей у ребёнка. Дисгармоничное раннее семейное воспитание как следствие невротизма родителей. Неблагоприятные особенности личности родителей. Критерии семейного благополучия В.Сатир. Три типа раннего дисгармоничного семейного воспитания и формирование у ребёнка преневротических радикалов личности (6 часов).

Третий модуль

    Темперамент и характер в генезе невротизма. Темперамент как психобиологическая основа личностного функционирования. Темперамент и нарушение поведения у детей. Характер как система отношений. Социальный характер. Динамическая концепция характера З.Фрейда. Характер и психосексуальное развитие личности (12 часов).

Четвертый модуль

    Психосоциальное развитие личности. Восемь стадий психосоциального развития личности (по Э.Эриксону). Влияние стадий на формирование личностных свойств. Влияние стадий на переживаемый внутриличностный конфликт (6 часов).

    Развитие невротической личности. Особенности детей-невротиков. Невротический профиль личности. Невроз развития человека (по К.Хорни). Концепция «базального конфликта» и «базальной тревоги». Четыре стратегии выхода из базальной тревоги. Идеализированное «Я». Стремление к славе. Компульсивность и воображаемый характер невротической личности. Пять критериев невротизма (6 часов).

Пятый модуль

    Проблемы полоролевой идентификации. Две модели половых различий. Три особенности психосексуального развития (фазовый характер, относительная самостоятельность, значение факторов культуры). Прегенитальный и постгенитальный периоды психосексуального развития. Перинатальные факторы полоролевой идентификации. Материнская депривация как фактор деформации психосексуального развития ребёнка. Истоки девиантного поведения. Социальные половые роли. Соционормативные представления о маскулинности и фемининности. Четыре психологических типа мужчин и женщин. Принцип маскулинной дополнительности Дж.Мани. Проблемы инициации мальчиков в мужскую среду (6 часов).

    Акцентуации характера и темперамента. Понятие «места наименьшего сопротивления». Психические характерологические реакции детей и подростков. Влияние акцентуация на невротическую динамику. Типы акцентуаций (6 часов).

Шестой модуль

    Психовегетативный синдром. Определение понятия. Симпатикотония и парасимпатикотония в генезе формирования вегетативных расстройств при неврозах. Влияние эмоциональных факторов в структуре вегетативных расстройств. Динамика вытесненных эмоций. Типичные вегетативные расстройства при неврозах (6 часов).

    Клиника неврозов. Истерический невроз. Неврастения. Невроз навязчивых состояний. Ипохондрический невроз. Депрессивный невроз (6 часов).